Когда клиент берет кредит, банк всегда предлагает страховку. Это помогает организации защититься от рисков, если клиент не сможет вернуть долг. Тогда за заемщика его выплатит страховая компания. Но для банков страховка еще и дополнительный заработок. А можно ли отказаться от страховки по кредиту клиенту? Давайте разберемся.
Условия по дебетовой карте ALL Airlines — https://moytinkoff.ru/debetovye-karty-tinkoff/debetovaya-karta-all-airlines-tinkoff
Стоимость полиса включают в тело кредита. А потом на него начисляют годовой процент. В результате первоначальная процентная ставка значительно возрастает. Однако есть варианты, когда клиент может отказаться от страховки и когда сделать это уже невозможно.
Когда и можно ли отказаться от страховки?
Отказаться от страховки (или вернуть деньги) можно в трех случаях. Первый – до подписания договора с банком. Но если полис все-таки нужен, клиенту выгоднее узнать, как оплатить ее отдельно. Тогда сумма страховки исключается из тела кредита, и на нее не будут начисляться годовые проценты.
Также банки могут сами стать страхователями. Тогда такая услуга будет стоить дешевле, чем оформление индивидуального полиса. Но клиент в любом случае вправе выбрать удобный для него вариант, но – до подписания договора.
Однако если банк выступает в роли страхователя, то возврат суммы страховки – его право, а не обязанность.
Использование периода охлаждения
Второй вариант. Часто получается, что страховку оформили, договор подписан. А клиент после этого передумал и не хочет платить за полис. Тогда он может отказаться от страховки в течение 5 рабочих дней. Это называется «период охлаждения», когда можно обжаловать услуги. В 2018 году появились изменения в законе. Теперь «период охлаждения» – 14 дней.
В это время нужно обратиться в страховую компанию, написать заявление об отказе от полиса. Документ нужно составлять в трех экземплярах. Один отдают сотруднику страховой компании или сотруднику банка (смотря кто из них является адресатом). Они должны заверить второй документ своей подписью и печатью организации, обязательно поставить дату принятия.
Третий экземпляр клиент отправляет по почте компании, которая получила страховые деньги. В нем потребуется заполнить опись (2 экземпляра) предметов. В данном случае пишут «предложение изменения условий договора». Заклеивать конверт не надо. Документы сначала отдают сотруднику почты, он ставит штамп даты отправки и подписывает его. Один экземпляр остается у клиента, остальное отсылается.
Как только оно будет рассмотрено, то организация перечислит деньги на банковский счет в течение 10 дней. Если страховщик ответил отказом, то это решение обжалуют в суде. Также следует помнить, что если полис оформляла компания, а заявление об отмене полиса было направлено в банк, то срок «периода охлаждения» будет пропущен.
Если все сделано правильно, то чаще всего страховку возвращают. Но при этом процентная ставка договора может быть пересмотрена и стать выше. Так банк страхует себя от возможных рисков невозврата долгов.
Когда дело дойдет до суда, то придется доказывать, что страховка была навязана принудительно. Например, банковские документы составлены неправильно (условия по полису включены в договор вместо отдельного соглашения) или есть свидетели. Если заемщик не сможет доказать в суде, что подписание документов не была добровольной, то в иске могут отказать.
Можно ли отказаться от страховки по кредиту – еще один способ
Третий вариант – после окончания «периода охлаждения». Тогда вернуть деньги можно только при досрочном погашении займа. Однако такая возможность и условия возврата должны быть прописаны в договоре. Иначе вернуть средства, потраченные на страховку, будет невозможно.
От страховки не отказаться, если взят кредит на автомобиль или ипотеку. В этих случаях оформление полиса обязательно. Деньги, заплаченные за полис, нельзя вернуть, если во время пользования кредитом наступил страховой случай или если заем уже погашен.
Автор: финансовый консультант Орлова Любовь